Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 комбинированного вида "ШОНАНПЫЛ" с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

 

КОНСПЕКТ

открытого познавательного занятия

«Путешествие в страну волшебной прялки»

 

Цель: познакомить детей с предметами старинного быта (прялка, веретено, ткацкий станок); познакомить назначением предметов, вызвать у детей интерес к прялке, веретену, ткацкому станку, развить мелкую моторику.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интереса к фольклору.

Пассивный словарь: прялка – кÿнчылавондо, прясть – шÿдыраш, веретено- шÿдыр, ткацкий станок – куымо станок, ткать – куаш, нитки – шÿртö, клубок – мундыра.

Обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками.

Предварительная работа:

- экскурсия в музей детского сада;

- рассматривание предметов быта и орудий труда;

- чтение марийской сказки Александра Юзыкайна «Изий»;

- заучивание пословиц о труде;

- вырезывание элементов геометрического орнамента.

Материал: прялка, веретено, шерсть, вата, ткацкий станок, элементы марийского орнамента для украшения прялки, силуэты прялок.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое. Вы согласны. Какие средства передвижения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. А давайте мы сегодня совершим путешествие на машине времени. Итак, готовы? Отправляемся. (Под музыку дети выполняют гимнастику для кисти рук, напоминающую движение поезда). Чтобы не сбиться с пути и попасть в прошлое, вы должны ответить на мои вопросы:

  1. На чем люди ездили до того, как изобрели автомашину?

- имне, велосипед.

2.   Как  освещали свои жилища до изобретения электрической лампочки?

- лучина, свеча, фонарь, керосиновая лампа.

3.   Чем писали до того, как придумали шариковую ручку?

- гусиным пером, чернилой.

4.   На чем готовили до того, как появилась газовая плита?

- на огне, на печке.

Молодцы.

Воспитатель. Вот мы и прибыли в прошлое.

                         Посмотрите-ка, ребята

                         Здесь волшебная страна!

                         Кто живой в ней, вот загадка

                         Разгадать ее пора!

Встречает хозяйка.

Хозяйка.Здравствуйте, Салам лийже шергакан уна-влак. Вы пришли в страну волшебной прялки. А хозяйка – это я. Присаживайтесь поудобнее.

Много-много лет назад, в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи.

Сейчас я вам покажу и расскажу. Это прялка – кÿнчылавондо. Все вместе повторите кÿнчылавондо. Ее так назвали потому, что на ней прядут – шÿдырат. (хором и индивидуальные ответы). А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку – шÿртым, начинаю прясть. Нитки наматываются вот сюда (показывает веретено). Это называется веретено (шÿдыр) (хоровые и индивидуальные ответы). Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает. (Хозяйка показывает). Вы тоже покружитесь, как веретено. (Дети выполняют). Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном.

Воспитатель. Сейчас я вам загадку загадаю. Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь

- Ответы детей (закрепление).

Давайте я научу вас нитки прясть. Нитки еще делали из хлопка. Хлопок – это растение, которое растет на юге. Он похож на вату. (Предложить детям спрясть нитки из ваты). Сначала намочить пальчики, растянуть вату и скрутить в тонкую нитку.

Воспитатель читает пословицу и дети продолжают.

Первый ребенок. Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.

Второй ребенок. Хорошо прядется, весело поется.

Песня Прялица.

Обработка А. Абрамского.

                        Уж ты прялица, ты прялица моя,

                        Пойду вынесу на улицу тебя.

                        Буду прясть и попрядывать

                        На подруженек поглядывать.

                        Напряду я много пряженьки

                        Мне с бабусею на варежки.

                        Я бабусю свою слушаюсь.

                        Пирожки, оладьи кушаю.

                        Пирожки – то очень вкусные.

                        Все с начинкою капустною.

Хозяйка. Нелегко прясть нитки. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать ее на веретено наматывая.

Воспитатель. Дети, вспомните пословицы о труде.

Первый ребенок. Шинча лÿдеш, а кид ышта.

(Глаза боятся, а руки делают).

Второй ребенок. Всякое умение трудом дается.

Третий ребенок. Есть терпенье, будет и уменье.

Четвертый ребенок. Где хотенье, там и уменье.

Пятый ребенок. Паша чоным куандара.

(Работа душу веселит).

Шестой ребенок. Чапле паша кок ÿмырым ила.

(Хорошая работа два века живет).

Седьмой ребенок. С покрова пряхи по ночам засиживались.

Воспитатель. Вот вы скрутили нитки. Скажите, для чего нужны нитки?        

Дети. Чтобы вязать.

Воспитатель. А что можно связать из ниток?

Дети. Кофту, варежки, носки…

Воспитатель. А вы знаете, что из ниток можно плести коврики, половики (показывает). Всю эту работу можно выполнить на ткацком станке – куымо станок (хоровые и индивидуальные ответы).

Хозяйка. Станок работает потому, что внутри есть чудо челнок, который бегает между нитками, сплетая их в узоры, как паук плетет свою паутину. На ткацком станке ткут ковры и многие другие замечательные вещи. Этой сложной работой занимаются мастера ткачи. Их труд важен и очень нужен людям.

Воспитатель. Дети, вспомните, в каких сказках герои прядут, плетут.

Дети. (А. Юзыкайн «Изий», «Ший пÿан ший Пампалче», сказки «О царе Салтане», «Василиса – прекрасная», «Спящая красавица».

Воспитатель. Спасибо хозяйка. У вас в стране мы познакомились с интересными предметами, узнали, как они устроены и для чего нужны. Дети, давайте сейчас украсим прялки и оставим на память в музее.

(Дети под мелодию марийской песни выполняют задание).

 

 

Конструктор сайтов - uCoz