Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 комбинированного вида "ШОНАНПЫЛ" с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл.КОНСПЕКТ открытого познавательного занятия «Путешествие в страну волшебной прялки»
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта (прялка, веретено, ткацкий станок); познакомить назначением предметов, вызвать у детей интерес к прялке, веретену, ткацкому станку, развить мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интереса к фольклору. Пассивный словарь: прялка – кÿнчылавондо, прясть – шÿдыраш, веретено- шÿдыр, ткацкий станок – куымо станок, ткать – куаш, нитки – шÿртö, клубок – мундыра. Обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками. Предварительная работа: - экскурсия в музей детского сада; - рассматривание предметов быта и орудий труда; - чтение марийской сказки Александра Юзыкайна «Изий»; - заучивание пословиц о труде; - вырезывание элементов геометрического орнамента. Материал: прялка, веретено, шерсть, вата, ткацкий станок, элементы марийского орнамента для украшения прялки, силуэты прялок. Ход занятия. Воспитатель. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое. Вы согласны. Какие средства передвижения вы знаете? Ответы детей. Воспитатель. А давайте мы сегодня совершим путешествие на машине времени. Итак, готовы? Отправляемся. (Под музыку дети выполняют гимнастику для кисти рук, напоминающую движение поезда). Чтобы не сбиться с пути и попасть в прошлое, вы должны ответить на мои вопросы:
- имне, велосипед. 2. Как освещали свои жилища до изобретения электрической лампочки? - лучина, свеча, фонарь, керосиновая лампа. 3. Чем писали до того, как придумали шариковую ручку? - гусиным пером, чернилой. 4. На чем готовили до того, как появилась газовая плита? - на огне, на печке. Молодцы. Воспитатель. Вот мы и прибыли в прошлое. Посмотрите-ка, ребята Здесь волшебная страна! Кто живой в ней, вот загадка Разгадать ее пора! Встречает хозяйка. Хозяйка.Здравствуйте, Салам лийже шергакан уна-влак. Вы пришли в страну волшебной прялки. А хозяйка – это я. Присаживайтесь поудобнее. Много-много лет назад, в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи. Сейчас я вам покажу и расскажу. Это прялка – кÿнчылавондо. Все вместе повторите кÿнчылавондо. Ее так назвали потому, что на ней прядут – шÿдырат. (хором и индивидуальные ответы). А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку – шÿртым, начинаю прясть. Нитки наматываются вот сюда (показывает веретено). Это называется веретено (шÿдыр) (хоровые и индивидуальные ответы). Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает. (Хозяйка показывает). Вы тоже покружитесь, как веретено. (Дети выполняют). Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Воспитатель. Сейчас я вам загадку загадаю. Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь - Ответы детей (закрепление). Давайте я научу вас нитки прясть. Нитки еще делали из хлопка. Хлопок – это растение, которое растет на юге. Он похож на вату. (Предложить детям спрясть нитки из ваты). Сначала намочить пальчики, растянуть вату и скрутить в тонкую нитку. Воспитатель читает пословицу и дети продолжают. Первый ребенок. Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься. Второй ребенок. Хорошо прядется, весело поется. Песня Прялица. Обработка А. Абрамского. Уж ты прялица, ты прялица моя, Пойду вынесу на улицу тебя. Буду прясть и попрядывать На подруженек поглядывать. Напряду я много пряженьки Мне с бабусею на варежки. Я бабусю свою слушаюсь. Пирожки, оладьи кушаю. Пирожки – то очень вкусные. Все с начинкою капустною. Хозяйка. Нелегко прясть нитки. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать ее на веретено наматывая. Воспитатель. Дети, вспомните пословицы о труде. Первый ребенок. Шинча лÿдеш, а кид ышта. (Глаза боятся, а руки делают). Второй ребенок. Всякое умение трудом дается. Третий ребенок. Есть терпенье, будет и уменье. Четвертый ребенок. Где хотенье, там и уменье. Пятый ребенок. Паша чоным куандара. (Работа душу веселит). Шестой ребенок. Чапле паша кок ÿмырым ила. (Хорошая работа два века живет). Седьмой ребенок. С покрова пряхи по ночам засиживались. Воспитатель. Вот вы скрутили нитки. Скажите, для чего нужны нитки? Дети. Чтобы вязать. Воспитатель. А что можно связать из ниток? Дети. Кофту, варежки, носки… Воспитатель. А вы знаете, что из ниток можно плести коврики, половики (показывает). Всю эту работу можно выполнить на ткацком станке – куымо станок (хоровые и индивидуальные ответы). Хозяйка. Станок работает потому, что внутри есть чудо челнок, который бегает между нитками, сплетая их в узоры, как паук плетет свою паутину. На ткацком станке ткут ковры и многие другие замечательные вещи. Этой сложной работой занимаются мастера ткачи. Их труд важен и очень нужен людям. Воспитатель. Дети, вспомните, в каких сказках герои прядут, плетут. Дети. (А. Юзыкайн «Изий», «Ший пÿан ший Пампалче», сказки «О царе Салтане», «Василиса – прекрасная», «Спящая красавица». Воспитатель. Спасибо хозяйка. У вас в стране мы познакомились с интересными предметами, узнали, как они устроены и для чего нужны. Дети, давайте сейчас украсим прялки и оставим на память в музее. (Дети под мелодию марийской песни выполняют задание).
|
|
|
|